Главная » Статьи » Разное |
Регулятивные ценности и нормы экономической культуры имеют организационную направленность и активизируют массы на те или иные действия, т.е. активизируют их экономическое поведение. Так, все серьезные повороты в политике сопровождались выдвижением соответствующих лозунгов экономического характера. Лозунг как момент культуры, направленный на то, чтобы выработать у людей социально-экономические стереотипы, тем сильнее мотивирует людей на решение выдвинутых задач, чем противоречивее и эмоциональнее их экономическое мышление, сформированное на вере в символы. Такими были лозунги «Учиться коммунизму (в начале революции); «Учиться торговать» (в период НЭПа); «Техника в период реконструкции решает все» (на этапе индустриализации); Чтобы работать по-новому, нужно начать думать по-новому (в годы перестройки); «Приватизация» (в переходный период). Таким образом, мы можем сказать, что экономическая культура ориентирована на управление экономическим поведением в той мере, в какой сформированы прошлым опытом экономического развития экономическое сознание и экономический образ мышления индивида, группы, общества. Рассмотрение экономической культуры как способа взаимосвязи между экономическим сознанием и экономическим мышлением предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе. Речь идет о возможностях регулирования взаимосвязи с целью сделать ее наиболее гибкой и чувствительной как в плане детерминации положительного экономического мышления, так и в плане насыщения экономического сознания реальным содержанием практики. Данные процессы осуществления прямой и обратной связи между рассматриваемыми явлениями в значительной мере зависят от полноты выполнения функций экономической культуры. Оптимизация регулятивной роли экономической культуры характеризуется:
Оптимальная роль экономической культуры в регулировании экономического поведения субъекта имеет нормативный характер в большинстве цивилизованных, промышленно развитых стран. Они идут к этому разными путями, под действием разных (нередко противоположных) социальных механизмов, но достигают одинаково высокого результата (например, европейский, японский и американский рынки труда). | |
Просмотров: 1492 | |