Главная » Статьи » Экономическая социология

Виды социологических исследований сферы труда и экономики

Социологическое исследование – это анализ социальных явлений или процессов при помощи специальных методов, который позволяет систематизировать процессы, отношения, взаимосвязи, зависимости и делать обоснованные выводы и рекомендации.

Конкретное социологическое исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек изучения документов и др.

Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики - от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа.

С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении.

Объект анализа - большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.

Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе.

В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Основная цель проводимых исследований – это повышение эффективности трудовой деятельности при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутриколлективных отношений.

Основными методами сбора информации в социологическом исследовании будут анализ документов, наблюдение, эксперимент, опрос.

Категория: Экономическая социология |
Просмотров: 1566 | Рейтинг: 0.0/0