Главная » Статьи » Экономическая социология

Система категорий экономической социологии

Система категорий – это важнейшее средство научного исследования, используемое для описания и объяснения изучаемых эмпирических объектов.

Систему категорий экономической социологии составляют общенаучные, общесоциальные и специфические категории.

Общенаучные категории (структура, функции, процесс, механизм, элемент, связь, устойчивость, изменчивость, развитие и др.) заимствованы из общей методологии. В экономической социологии они используются для описания экономической и социальной сфер, социального механизма развития экономики и частных социальных механизмов, для выделения и анализа специфических «подсистем» общества (таких, как социально-территориальная, социально-профессиональная, социально-управленческая и др.).

Общесоциальные категории, применяемые экономической социологией, заимствованы из других гуманитарных наук. Так, ею используются категории политической экономии (собственность, производительные силы, производственные отношения, средства производства, производство, распределение, обмен, потребление и т.д.), философии (общественное сознание, общественные отношения), социальной психологии (коллектив, личность, поведение, мотивация, идентификация, адаптация, конформизм, конфликтность, взаимодействие), социологии (социальная группа, социальная структура, социальная организация, социальная мобильность и социальная стратификация, социальный статус, социальная роль и социальный престиж), социологии труда (содержание, характер, условия труда, организация труда, отношение к труду и др.).

Специфические категории экономической социологии – это те, которые возникли внутри нее и отражают характерные именно для нее угол зрения и подход к общественной жизни. Главные из категорий этой группы – социальный механизм развития экономики, частные социальные механизмы регулирования социально-экономических процессов, экономическое сознание, экономическое мышление, экономическая культура, экономический интерес, социально-экономический стереотип, экономическое поведение (демографическое, миграционно-мобильное, образовательно-квалификационное, управленческое, профессионально-трудовое, поведение в сфере распределения доходов, покупательское, потребительское и др.).

Категория: Экономическая социология |
Просмотров: 5299 | Рейтинг: 2.0/1