Главная » Статьи » Экономическая социология

Предмет экономической социологии

Анализируя экономические структуры и процессы, экономическая социология вскрывает и описывает в качестве своего предмета социальные механизмы, от которых зависит характер протекания этих процессов. В философском смысле социальный механизм — это самодостаточное средство регулирования общественно значимых отношений, возникающих при взаимодействии групп и общностей людей, элементов социальной структуры, различных сторон социальных процессов в обществе.

Предмет экономической социологии — социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики.

В более узком смысле предмет экономической социологии — экономическое поведение (индивида, социальной группы, населения) и социальные явления в сфере экономики и финансов.

Например, в финансово-банковской сфере экономической жизни предметом экономической социологии может быть:

  • рынок как социально-экономическое явление во всем многообразии его форм (финансовый, инвестиционный, страховой, налоговый, недвижимости, ценных бумаг, валютный, ипотечный, труда, товаров и услуг);
  • собственность как важнейший социальный институт;
  • риски;
  • угрозы экономической безопасности;
  • социальный обмен и др.

В конкретных социологических исследованиях в качестве предмета экономической социологии могут выступать:

  • риски (их социальная сущность и последствия),
  • деньги как социально-экономический регулятор поведения,
  • деятельность финансово-банковских институтов как один из видов социальной деятельности и одновременно социальный процесс, локализованный в рамках финансового рынка,
  • социальные конфликты в сфере финансовой деятельности,
  • социально-профессиональная мобильность специалистов финансового рынка,
  • тендерная асимметрия в финансово-банковской сфере и т.д.

Развитие социальных отношений в сферах труда, собственности, производства, распределения и обмена формирует различные виды экономического поведения в обществе. Причем вследствие сегментированности рынка различные виды экономического поведения складываются в зависимости от выполнения индивидом той или иной ролевой функции — вкладчика, налогоплательщика, страховщика или страхователя, банкира, потребителя, инвестора и т.д. Поэтому, применяя теорию ролей, можно изучать различные виды экономического поведения, проявляемого личностью.

Сам рынок, социальные отношения, развивающиеся между его субъектами и объектами, являются предметом экономической социологии.

Категория: Экономическая социология |
Просмотров: 692 | Рейтинг: 0.0/0